Минутка бахвальства

16 декабря 2023
Скально. Из музея-заповедника "Малые Корелы"

1. Для этого проекта фотография наиболее подходящий способ реализации. Сложно представить как можно нарисовать или написать (красками) крестьянскую утварь. Это выглядело бы странно. Фотография для такой темы подходит идеально. Кстати, не все "фотографические" темы таковыми были всегда. Пейзаж, жанр, портрет, натюрморт вполне себе реализуются в живописи, рисунке и даже скульптуре. Эта серия тоже натюрморты, но не те за которые возьмётся живописец.

2. Мне удалось уйти от искушения типологией. Это направление, которое придумали Бернд и Хилла Бехер. Прялки и другие предметы идеально вписались бы в подобный стиль, но нет. На самом деле никакого искушения не было. Повторяться мне не нравится, и я старался избегать одинаковых приёмов, хотя это было сложно и не всегда удавалось. На самом деле, повторять себя можно, а иногда нужно. Сюжет или приём могут раскрыться полностью не с первого раза. И, что важно, повторяя собственную находку, вы утверждаете первенство за собой.

3. Сами предметы считаются в общественном сознании эстетически примитивными. Искусствоведы и музейное сообщество, в целом, согласны. На словах мне особо возразить нечего. Я постарался показать, что это не так. Понимаю, что предела совершенству нет, но мне удалось показать красоту крестьянской утвари.

Тут стоит заметить, что это сложнее, чем снимать очевидный мусор. Фотография имеет свойство (при известном умении, конечно) делать эстетичным всё, что попадает в кадр. Можно вспомнить Ирвина Пенна с его окурками и совсем недавний проект Анны Гофман с ресторанными объедками. Развернуть отношение к объекту съёмки на 180 градусов проще, чем преодолеть стереотипы относительно него.

4. В книгу вошло 115 фотографий, они были сделаны за короткий срок, и еще быстрее отобраны из неполных трех сотен. Все вошедшие фото - хорошие, и есть хорошие снимки, которые не вошли. Это действительно много. Из всех причин почему так всё удачно сложилось, сейчас я бы хотел упомянуть одну. Это использование камеры большого формата и листовой плёнки. Такая техника заставляет концентрироваться на построении кадра, чтобы с одного дубля получить результат, а не делать дубли, рассчитывая на широту выбора. Наверное, можно снимать на цифру в темпе большого формата (БФ). Только это будет борьба с природой цифровой камеры, сущность которой это ничего не стоящий спуск затвора. Съёмка на цифру в темпе БФ это занятие противоестественное, инструмент нужно использовать по назначению согласно его природе. Природа БФ это убедиться в том, что кадр идеален прежде чем нажать на спуск. И мне это подходит.

 

Проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.