"Великая повседневность"
Так называется проект, который я задумал в прошлом году, получил грант в этом и готов завершить в ближайшие дни. Дальше будет весьма рискованный текст, потому что пойдет рассказ о том, что еще не закончено, приправленный самоанализом.
Полное название проекта звучит так "Великая повседневность. Северная крестьянская утварь в фотографиях". В названии, собственно, заключена суть. Остается только добавить, что фотографировались деревянные предметы быта на черно-белую пленку большого формата в музеях севера России.
И хотя проект был сформулирован в прошлом году, но началось все гораздо раньше.
Больше десяти лет назад я сделал несколько максимально лаконичных кадров: темный фон, единственный предмет и свет из окна. Предпосылкой для них стала мысль, что вещи имеют свой характер и душу. Если вещь делал мастер, то он изначально определяет ее характер. С промышленной вещью душой делится ее владелец. В этом смысле вещественный мир вполне симметричен человеческому. Вещи самоценны, и снимать их можно вне другого окружения.
Едва ли визуальное решение можно было считать каким-то открытием, но фотографии запомнились тем, кто их видел. Одна из них, самая известная, "Тёрка" дважды была на выставках в Русском музее. Для серии появилось название "Простые вещи", и она неторопливо пополнялась новыми фотографиями, но все же настоящим проектом не стала.
Ее вялотекущая жизнь прервалась после того, как в "Открытых фондах" Тотемского музейного объединения я увидел зал с прялками. Шесть сотен прялок на тридцати квадратных метрах производят сильнейшее впечатление, которое мало с чем может сравниться. Желание фотографировать прялки и другие предметы возникло сразу. Достаточно легко и быстро удалось договориться с руководством музея, и через пару месяцев приехать туда специально для съемки. Так появилась серия "Тотемские древности", которая по сути была теми же "Простыми вещами". Потом с этими фотографиями малым тиражом вышла книга на средства стипендии от Министерства культуры и Союза фотохудожников России. Тем не менее, было ощущение, что тема не закрыта и её надо продолжать.
Вопрос о завершении или продолжении проекта не так прост. Тема может быть неисчерпаемой, но когда-то итог подводить нужно, как и показывать результат. И тут может быть как с ремонтом (по Жванецкому), который нельзя закончить, а можно только прекратить. В отличие от ремонта - мусор вынесен, и началась жизнь, проект продолжает жить в авторе несмотря на формальный отчет: выставка, книга, и т.д. К подведению итогов нужно подойти вовремя. Если это будет рано, то результат не будет содержательным. Перезрелый проект как неубранный урожай требует переборки, которая не под силу ни автору, ни зрителю.
Так и с "Тотемскими древностями": проект нуждался в продолжении и масштабировании. Не только в количественном плане, но и с точки зрения художественной убедительности. Ресурс для этого нашелся только при грантовой поддержке. При том, что тема выглядит вполне актуальной (музеи, традиции, этнография), средством реализации выбрана художественная фотография. Поэтому факт положительного решения удивителен. Полагаю, что в немалой степени помогла предыстория, которая рассказана выше.
Позволю себе немного места уделить формальностям, которые пришлось соблюдать, чтобы заявка была успешной. Формулирование "задачи", "целей", "охвата", "результатов" даются непросто тем, кто с этим ни разу не сталкивался. И если я привык писать тексты к сериям, которые я делаю "для себя", после того как всё снято, то в этот раз порядок действий пришлось поменять. Оказывается, можно было и так. Цель проекта, написанная почти два года назад, выглядит весьма точной и сейчас: "Средствами художественной фотографии показать скромное изящество предметов обихода, которые, возможно, не обладают выдающимися эстетическими достоинствами, но свидетельствуют о том мире, который ушёл в прошлое, и представляют историческую и этнографическую ценность."
Также важно было получить согласие на работу в музеях. Не все дали согласие, но большинство были лояльны к моей просьбе и предоставили нужные письма. И дальнейшая работа с музеями была вполне комфортной для меня и, надеюсь, для музеев.
Думаю, что мою съёмку предметов вполне можно сравнить со съёмками людей. По сути, на этих фотографиях портреты вещей. Много лет назад я так не формулировал, мне об этом сказал один из зрителей, и это вполне справедливо. Нужно только иметь в виду, что если предметы выглядят на фото как люди, то и относиться к ним надо, как к людям. Как к живым. Тут я бы пошел дальше и предположил, что вещи не "как", а вполне себе живые. Они полны внутреннего достоинства и ценят проявленное к ним уважение. Непосредственно в фотографировании это выражалось в том, что обычно камера находилась на одном уровне с предметом, крайне редко я снимал сверху вниз. Чтобы подать вещи в необычном образе приходилось ставить их так, что равновесие кажется нереальным. Порой добиваться этого приходилось много дольше, чем делать сам кадр. Пару раз случалось, что предмет устанавливался только в определенной "позе", не так, как мне представлялось лучше. При малейшем повороте равновесие терялось. И приходилось фотографировать предмет так, как "хотел" он, а не я. Характер у вещей определенно есть.
Дедлайн, верный спутник гранта, хорош тем, что принуждает к сосредоточенности. И что примечательно, это помогает в творческой работы. Темп работы сейчас был гораздо выше, чем в Тотьме, и взгляд быстрее и точнее. По сути успех или не успех снимка зависит от того "увидел" фотограф или нет.
Еще одно преимущество гранта в том, что проект должен быть обязательно завершен в какой-либо форме. Проекты, осуществляемые по собственной инициативе, часто не доходят до показа публике в подходящей форме или вообще. В моем случае результат это каталог (книга) и выставки фотографий, которые пройдут за рамками грантового периода, в 2024-25 годах. Из трех сотен отснятых негативов было отобрано более 100 фотографий для книги в 144 страницы и 35 для аналоговой печати для выставок.
Презентация проекта, книги и фотографий, пройдет в Санкт-Петербурге в галерее "FORMAT" 5 декабря в 19 часов (2-я линия ВО, 17).
Проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
Музеи-участники: Архангельский краеведческий музей, Вельский краеведческий музей имени В.Ф. Кулакова, Виноградовский районный исторический музей, Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей, Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Котласский краеведческий музей, Красноборский историко-мемориальный и художественный музей им. С.И. Тупицына, Музей-заповедник «Малые Корелы», Сольвычегодский музей-заповедник, Сямженский краеведческий музей, Тарногский музей традиционной народной культуры, Тотемское музейное объединение, Устьянский краеведческий музей, Шенкурский районный краеведческий музей.
P.S. Статья на сайте Photographer.ru.
Фотогарфии ниже из серии "Великая повседневность", 2023 г. (предметы из Котласского, Архангельского краеведческого, Красноборского, Устьянского, Тарногского, "Кижи", "Малые Корелы", Шенкурского музеев).